Миропомазание

Святое Миро — благовонный состав из множества веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого ладана и др.). Обилие составляющих — символ многих и различных даров Святого Духа, от которых имеют живительную силу христианские добродетели. Освящает Миро сам Патриарх. В храме оно храниться в Алтаре на Престоле. Это Миро следует отличать от других житкостей с таким же названием, например, от мира от святых мощей и икон.

Установление Таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещёный получал Святого Духа и его дары через возложение рук апостола или епископа. Но уже в самих апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется «помазанием» (1Ин.2:20, 2Кор.1:21). Из-за большого количества желающих быть с Богом, апостолы установили совершать передачу Святого Духа через помазание св. Миром.

Миропомазание бывает сразу после Крещения. Священник помазывает Миром на теле человека «представителей» ума, всех органов чувств, дел: лоб, глаза, ноздри, рот, уши, грудь, руки и ноги. При этом он говорит: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». «Печать» здесь — это клеймо, глубоко вживленная отметка, печать на воске, а не рисунок. Т.е. Бог пропитывает Собой наш ум, наш чувства, то, чем мы действуем — закрывает все входы, через которые в нас может войти зло и грех, а вместе с ними диавол. И тут важно понимать, что человек может разрушить эту печать — грехами: мыслями, словами, делами и начинаниями! И если что-то не так — нужно бежать на Исповедь, ибо апостол говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1Кор.3:16-17).

Если Крещение — это рождение в духовном, Божественном мире, духовное рождение от Бога Отца и Матери-Церкви, почему, кстати, и почитается больше рождения физического, то в Миропомазании в человека поселяется Дух Святой, и вместе с этим поселением оживотворяет, дает Свою силу духовным и физическим способностям человека, выращивает человека духовно (это называется дарами Духа (1Кор.12.1-13)).

Прежде всего дары Св. Духа касаются способностей человека верить, надеяться, любить, а также познавать Бога. И тут христианам следует помнить слова апостола: «…дело веры, труд любви, стойкость надежды» (1Фесс.1.3).

Слова «дело веры» говорят о том, что вера требует практики: самовоспитания, участия в Таинствах Исповеди и Причастия (1 раз в 3 воскресения — это критический минимум), доброделания повседневного (купить 3 банана, а не 20, чтобы не объесться), доброделания специального (из семейного бюджета, если возможно (2Кор.8:13), запланировать некий процент на содержание Церкви и благотворительность)

Слова «труд любви» напоминают, что любовь не только чувство, любовь — это состояние и ума, и воли, и чувств (к примеру свидание: умом оно планируется, волей делается, а чувства — приходят). Любовь — свойство прежде всего Божие, а значит имеет характеристику бесконечного — бесконечного возрастания через труд, усилия, и они, мы знаем на опыте, вознаграждаются. Это касается и духовной, и душевной, и физической брачной любви; это касается и любви к Богу, и любви к человеку. Когда мы любим — стараемся любимому человеку угодить, с Богом также — любить Бога, а это первое, что Он от нас хочет, — делать то, что Ему нравится (см.10 заповедей). В любви к ближнему жизненно важно расставлять приоритеты — кто из ближних важнее. Для человека состоящего в супружестве самый «ближний», на первом месте — супруг или супруга, а не родители, ибо сказано: «посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф.19.5-6), «Жены, повинуйтесь своим мужьям, потому что муж есть глава жены» (Еф. 5. 22-23). И еще: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж» (1Кор.11:3). Далее дети. О том что дети должны быть на втором месте в семье, а не на первом, видно из слов апостола: «чтобы старицы вразумляли молодых любить мужей, любить детей» (Тит.2:4). И только затем родители и родственники, вне зависимости от их веры: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8). Потом друзья и все остальные, но в зависимости от веры: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а прежде всего своим по вере» (Гал.6:10). Для человека не состоящего в супружестве на первом месте родители, затем друзья, а затем и все остальные.

Слова «стойкость надежды» говорят, что в надежде надо стоять. Христианская надежда, это не робкое пожелание чего-то «а хорошо бы…», христианская надежда — это 100% уверенность что что-то произойдет: «самолет улетит, и меня ждать не будет». Главная христианская надежда — воскресение наших тел. Тела будут наши, но не больные, не хромые, «свежее, нежели в молодости» (Иов.33:25), не будут нуждаться в пищи и питии, в половых отношениях (Лк.20:35), они будут такие же как у Христа после воскресения из мертвых: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его«(Флп.3:20-21). В этой надежде нужно стоять через опыт духовного воскресения — в Крещении, в Исповеди (иногда ее даже называют вторым Крещением), в Причастии Св.Христовых Таин, в православном изучении Библии, в доброделании повседневном и специальном, в общем, в опыте святых Таинств и святых добродетелей (Еф.6:13-17)

Особо нужно сказать про способность познавать Бога. Познание в библейском смысле — познание всеми чувствами, телом, душой, словом, всем своим существом.

Хотя человек принципиально отличен от Бога, ведь Бог — Творец, а человек — творение, однако Бог вложил в человека способность Его познавать «лицом к лицу». После свободного отказа Адама жить с Богом и Им пропитываться, эта естественная способность познавать Бога повредилась. Апостол описывает то что получилось так: «не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17.27-28). И вот, Бог воплотился, стал 100% человеком (кроме греха), не переставая быть Богом, жил, учил, пострадал, воскрес, вознесся на Небеса, ниспослал Духа Святого на апостолов, а через них, в Таинстве Миропомазания, на всех верующих. С поселением в нас Духа Святого, способность познавать Бога не просто восстанавливается, а многократно усиливается по сравнению с состоянием до грехопадения: христианин опытно познает Бога в Святых Таинствах, в доброделании, в молитве, в обстоятельствах жизни. Прежде всего, конечно, в Таинстве Причастия Тела и Крови Христовых, когда и телом и душой принимает в себя Самого Воплощенного Бога.

Однако началом всякого опыта Богообщения Господь наш Иисус Христос ставит познание умом: «Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец». (Ин.12:49-50). Поэтому Христианин постоянно читает или слушает Божественное Откровение — то, что Сам Бог о Себе сказал объяснил через Своих учеников — Евангелие и православные комментарии к нему.

Продолжением такого познания умом становится познание делом, как пишет об этом апостол:

«Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа: благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.

Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.

А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа»(2Петр.1).

Вот и Господь говорит о богопознании: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец» (Ин.10:14-15) «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3).

Известно, что православный мирянин имеет право крестить «страха ради смертного», т.е. из опасения скорой смерти, и как следствие, невозможность крестить в Церкви (преждевременные роды, аварии и проч.). Но если опасность минует и умирающий останется жив, обязательно, в скором времени, должно быть совершено Миропомазание, а его может совершить только епископ или священник.

Через это же Таинство, по существующей практике, присоединяются к Церкви крещенные в младенчестве в Православии, но затем воспитанные с самого раннего детства в другой вере, а также представители некоторых христианских конфессий (необходимо уточнить у священника).

*** Еще несколько цитат из Нового Завета о Богопознании:

Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги. Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас (Гал.4.8-11)

А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, сняв как одежду с себя ветхого человека с делами его и одевшись в нового, который обновляется в познании по образу (приближаясь к Образцу — ) Создавшего его (Кол.3.8-10)

Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего (т.е. общественного богослужения — прим. авт.), как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живого! Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, (Евр.10:24-31).

свящ.Константин Новиков

Комментирование запрещено